Разработка проекта ПНООЛР

Проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР) - это обоснование предлагаемого обращения с отходами, образующимися в результате хозяйственной или производственной деятельности хозяйствующего субъекта (расчет количественного состава отходов, оценка их образования, размещения, утилизации или использования на предприятии с целью установления величины лимитов на размещение отходов).

Лимит на размещение отходов – предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом на установленный срок в объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки на данной территории.

Общие положения

Во исполнение ст. 24 Федерального закона «Об охране окружающей среды» №7-ФЗ от 10.01.2002 г. и ст. 11 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» №89-ФЗ от 24.06.1998 г. осуществляется разработка проекта ПНООЛР.

Субъектам малого и среднего предпринимательства не нужно разрабатывать  и согласовывать проект ПНООЛР (ст. 18 №89-ФЗ от 24.06.1998 г.), а также представлять в федеральные органы исполнительной власти уполномоченные в области обращения с отходами, проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение .

Вместо этого для таких предприятий вводится отчетность о фактическом образовании отходов и их удалении экологически безопасным способом в уведомительном порядке ( в соответствии с приказом Минприроды России № 30 от 16.02.2010 г. "Отчетность по отходам"). Это исключает необходимость разработки и согласования проекта ПНООЛР с соответствующими федеральными органами.

Индивидуальные предприниматели и юридические лица (природопользователи) при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны разрабатывать Проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов (ПНООЛР) в целях уменьшения количества их образования.

К обращению с отходами относят деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов. Согласно ст. 1 №458-ФЗ О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" от 29.12.2014 г.

Проекты и Технические отчеты по обращению с отходами разрабатываются в соответствии с Приказом Минприроды России №349 от 05.08.2014 г. «Об утверждении Методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение» и Приказа МПР РФ №50 от 25.02.2010 г. "О порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение".

Ежегодно предприятия составляют в уведомительном порядке Технический отчет по обращению с отходами. Технический отчет по обращению с отходами составляется с целью:

  • подтверждения заявленных в ПНООЛР видов, классов опасности и количества отходов, образовавшихся за отчетный период;
  • подтверждения фактического использования, обезвреживания, размещения, передачи другим хозяйствующим субъектам отходов, образовавшихся за отчетный период.

Технический отчет представляется в уведомительном порядке в соответствующие территориальные госорганы (приказ Минприроды России №349 от 05.08.2014 г. «Об утверждении Методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение»).

Срок действия проекта ПНООЛР и документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение устанавливается сроком на 5 лет при условии подачи в уведомительном порядке Технических отчетов по обращению с отходами.

В случае наличия у хозяйствующего субъекта филиалов и обособленных подразделений, расположенных в пределах одного субъекта Российской Федерации, ПНООЛР разрабатывается по хозяйствующему субъекту в целом либо отдельно для каждого филиала и обособленного подразделения.

В случае наличия у хозяйствующего субъекта филиалов и обособленных подразделений, расположенных на территории нескольких субъектов Российской Федерации, ПНООЛР разрабатывается отдельно для каждого филиала и обособленного подразделения.

 

Основные этапы разработки ПНООЛР

I ЭТАП: Проведение инвентаризации отходов производства и потребления и мест их образования, накопления, размещения: выезд специалиста на предприятие (при необходимости), определение перечня отходов производства и потребления и их классификация в соответствии с Классификатором отходов (ФККО), сбор исходных данных и сведений, необходимых для разработки ПНООЛР;

II ЭТАП: Составление Отчета по инвентаризации отходов производства и потребления и мест их образования, накопления или Инвентаризационной ведомости отходов производства и потребления.

III ЭТАП: Поэтапная разработка ПНООЛР;

IV ЭТАП: Сопровождение при прохождении процесса согласования в контролирующей организации с последующим получением следующего документа - Документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

ПНООЛР рассматривает либо Департамент Росприроднадзора по УрФО (если предприятие, осуществляющее хозяйственную или производственную деятельность, подлежит федеральному государственному экологическому контролю), либо Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области (если предприятие, осуществляющее хозяйственную или производственную деятельность, подлежит региональному госудаственному экологическому контролю).

 

Задачи, решаемые при разработке ПНООЛР

  1.  Проводится оценка степени влияния отходов производства и потребления на окружающую природную среду;
  2. Устанавливаются нормативы годового образования и лимитов накопления отходов;
  3. Определяется периодичность вывоза отходов;
  4.  Разрабатываются предложения по лимитам размещения отходов.

 

Ответственность за отсутствие ПНООЛР

Неисполнение или ненадлежащее исполнение законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами должностными лицами и гражданами влечет за собой дисциплинарную, административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. За несоблюдение экологических и санитарно - эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления предусматривается административная ответственность в соответствии со статьей 8.2 КоАП РФ от 30.12.2001 № 195-ФЗ, которой подвергаются как физические, так и юридические лица. Помимо наложения административного штрафа для юридического лица от 100 000 до 250 000 рублей, возможно приостановление деятельности предприятия на срок до 90 суток.

 

Платежи за размещение отходов производства и потребления

Федеральным законом «Об охране окружающей среды» №7-ФЗ (статья 16) от 10.01.2002 г. (ред. от 31.12.2017) установлена плата за негативное воздействие на окружающую среду, которую вносят учреждения, индивидуальные предприниматели, субъекты хозяйственной и иной деятельности, связанные с негативным воздействием на окружающую среду, в том числе за размещение отходов производства и потребления. Плата за размещение отходов в пределах установленных нормативов и при наличии лимита на размещение отходов, рассчитывается по ставкам за норматив и осуществляется за счет себестоимости, плата за сверхлимитное размещение отходов или отсутствие лимитов на размещение отходов определяется с учетом 5-кратного повышающего коэффициента и осуществляется за счет прибыли предприятия.